Ходовое надувательство и вращение лебедки двигателем.
Строительство спортивных автомобилей для трофи-рейдов, подгоняемое конструкторской мыслью, не стоит на месте и за последние годы ушло далеко вперед. Если прежде лифт подвески, защиты и резина SuperSwamper были пределом мечтаний, то сейчас портальные мосты, блокировки и уникальная подвеска уже не являются чем-то из ряда вон. Однако до последнего времени строители российской техники не имели в своем арсенале механических лебедок и возможности подкачки колес на ходу...
В мастерской «РОДЖЕР-СПОРТ» совместно с участком «УАЗ» фирмы «АВТО 40» постарались устранить это вопиющее недоразумение. И сегодня мы рассмотрим один из практических способов установки подобных устройств. Изначально это был ГАЗ-69. Впрочем, он оставался бы им и до сих пор, если бы за него не взялась мастерская «РОДЖЕР-СПОРТ» (во главе с Алексеем Лапшовым), поставившая перед собой задачу построить автомобиль для тяжелых трофи-рейдов. В итоге все модификации подвески, кузова и дополнительного оборудования привели к его значительному утяжелению. А учитывая растущий уровень соревнований и требований к машинам, этот вес оказался явно чрезмерным.
С самого начала строительства за основу были взяты рама «УАЗа», соответственно рессорная подвеска и редукторные мосты. На раму сразу установили кронштейны под кузов Jeep Wrangler, а переднюю часть автомобиля оставили родной от ГАЗ-69, так как хотелось сохранить преемственность внешнего вида. После чего раму отвезли в дробеструйку, зачистили, покрасили и собрали все остальное. Под кузовом, возле рамы, установили ресивер от «ЗиЛа», который пришлось укоротить, так как он был великоват по размерам. В задней части поставили лебедку от ГАЗ-66, трос которой пропустили через блок, закрепленный сзади и проходящий под днищем по трубке вперед. Блок установлен почти непосредственно за задними роликами, и, выпустив трос, появляется возможность тянуться лебедкой не только вперед, но и назад. Привод механической лебедки осуществляется от раздаточной коробки, для чего была изготовлена коробка отбора мощности (КОМ).
Сначала стояла КОМ саранского производства - та, что применялась для привода гидромоторов коммунального оборудования. Но она не выдержала испытаний - треснул корпус. Пробовали стягивать его стальными хомутами, но это не помогло. Кроме того, она оказалась довольно громоздкой и не имела отключаемого привода, работая в режиме постоянного зацепления - для привода гидравлического насоса. На участке «УАЗ» коробку отбора мощности спроектировали заново. Чертежи отдали на завод, где и изготовили опытный экземпляр. Он предназначался для строящегося прототипа, который не был готов, и КОМ передали для испытаний Алексею Лапшову. Прежде всего Алексей доработал привод управления (на фотографии видна симпатичная ручка в салоне автомобиля). Узел работает в двух положениях раздаточной коробки - в нейтрали и с понижающей передачей. Передаточное число КОМ подобрано таким образом, чтобы синхронизировать вращение колес в режиме понижающей передачи со скоростью сматывания троса лебедки. Узел получился компактным и универсальным с той точки зрения, что ее выход можно переставлять и вперед, и назад. На представленном автомобиле выход КОМ направлен назад, потому что для лучшей развесовки лебедка установлена сзади. Компоненты подобраны таким образом, чтобы узел был максимально ремонтопригодным. Лишь одну шестерню пришлось изготовить самостоятельно, вторая взята из моста «УАЗа».
Для уверенного движения по слабым грунтам автомобиль решили оборудовать устройством для изменения давления в шинах на ходу. Пробовали разные схемы. Совместными усилиями удалось создать удачную конструкцию узла подвода воздуха к шинам. Кстати, монтаж последней версии представлен в нескольких вариантах. Сейчас на ней установлено несколько краников для возможности контроля и изменения давления в каждом конкретном колесе. Непосредственно для нагнетания воздуха задействован механический компрессор от «ЗиЛа», который заполняет ресивер до 8.5 атм (помимо подкачки это дает возможность применения пневмоинструмента).
Манометры использованы от обычного газобаллонного оборудования. Для подачи воздуха к колесам были просверлены выходные валы бортовых редукторов и через получившиеся отверстия проведены трубки. Воздуховод идет по бортовому редуктору. Полученный результат впечатляет: четыре колеса размерностью 38.5х14.5/15 с давлением 0.2 атм за четыре минуты система накачивает до 1.4 атм. И не забывайте, что все это происходит во время движения автомобиля! Обороты двигателя при этом чуть превышают обороты холостого хода. Более того, можно как увеличивать, так и уменьшать давление во время движения. Правда, процесс снижения происходит несколько медленнее, чем подкачка.
Текст: Иван ЕВДОКИМОВ
Фото: Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА
Відгуки про ГАЗ 69
Украина, Киев
04.10.2008
самый идеальный автомобиль для охоты и езды в труднопроходимые места.у этого автомобиля очень высокая проходимость.автомобиль неприхотливый и очень надежный. читати відгук
Украина, Сумы
10.07.2008
Доброго времени вам всем! Теперь сподобился написать свою ласточку: ГАЗ 69. Ну начнем с главного-кузова и внешнего вида! Машину купили у соседа, он в свою очередь пригнал ее от своего брата. Честно ск читати відгук