Что общего между Renault и французской армией?
Рождественский ужин 1898 года во французском городке Биенкур. Братья Рено - Луи и Марсель - заговорщически переглядываются и, наконец, объявляют всем, что они собрали Voiturette – свой первый самодвижущийся экипаж с двигателем De Dion-Bouton. Он стоит во дворе, и все желающие могут прокатиться на нем. Луи и Марсель пройдут всю жизнь рука об руку, не только как братья, но еще и как люди, до самозабвения увлеченные техникой. В этом тандеме тон задает Луи, поскольку с самого детства его талант к конструированию доминировал над учебой в школе, и школьные оценки трудно было сравнить с его успехами в сборке фотоаппаратов, ремонте велосипедов и изучении новых технических изобретений.
Луи Рено, родившийся в 1877 года в семье, которая принадлежала к династии анжуйских крестьян, через всю жизнь пронесет унаследованную основательность в делах, умение ценить деньги и не бросать их на ветер. Отец Рено, создавший свое суконное производство, построит небольшой дачный домик в городке Биенкур недалеко от Парижа. В этом домишке у Луи появится своя мастерская, где он будет проводить технические опыты и построит свой первый автомобиль.
Слава о братьях Рено распространяется быстро, у них появляются первые заказы, и уже через год после демонстрации «Voiturette», Фернан, Марсель и Луи Рено открывают собственное производство. Луи не был первым человеком, собравшим автомобиль, но новшество, которое он внедрил в своей Voiturette, было серьезным шагом вперед в эволюции автомобиля в целом. Вместо традиционных цепных передач Луи Рено изобрел прямую карданную передачу, а также коробку передач, аналоги которых, используются и по сей день.
Свое изобретение Луи патентует и заработанные деньги вкладывает в производство, а также новые исследования. За первые полгода новое предприятие выпускает 60 Voiturette. Братья начинают принимать участие в гонках, что также способствует росту продаж и престижа компании. Завод фирмы «Братья Рено», построенный в западном пригороде Парижа, производит уже несколько моделей, а в его цехах работает свыше 100 человек.
В 1902 году Марсель Рено, управляющий автомобилем весом 600 кг и мощностью 14 л.с., побеждает в ралли Париж-Вена протяженностью 1400 км. Автомобиль-победитель сохранился до наших дней. Далее будет еще несколько побед в гонках Париж-Рамбуйе, Париж-Берлин... Но в 1903 г. произойдет несчастье. Во время состязания Париж-Мадрид камень разобьет очки Марселя и он не заметит препятствия на пути. После крушения Марсель получит тяжелые травмы и вскоре умрет. Луи переживет глубочайший шок из-за потери брата и даст матери слово больше никогда не участвовать в гонках.
Дело Рено развивается стремительно и уже в 1903 г. в Бельгии открывается дочернее предприятие, а в 1905 г. – представительство в Великобритании, Германии и США.
В 1906 г. Рено значительно расширяет модельную гамму. Фирма выпускает не только автомобили с маломощными двигателями в 4, 5, 6, 14 л.с., но и более мощные машины с силовыми агрегатами в 40-60 л.с., рассчитанные на более зажиточный класс. Большую популярность имела модель «Renault AG», которая широко использовалась в Париже как такси. Во время Первой мировой войны произошел знаменитый случай, когда около 600 такси этой марки были реквизированы французской армией и использовались для переброски солдат на фронт. Одно из тех такси экспонируется сейчас в Доме Инвалидов в Париже.
Фирма, переименованная в «Заводы Рено», становится акционерным обществом. А Луи в 1908 г. получает от заболевшего брата Фернана его пакет акций, который превратит Луи в полного владельца фирмы. В 1911 г. фирма начинает выпуск полноприводных тягачей.
В войне 1914 г. Рено принимает самое активное участие. Луи выполнит 31 государственный заказ на выпуск военной продукции, среди которой - грузовики, орудия, самолеты, танки. На его заводах будет произведено около 8 млн. снарядов. За заслуги перед родиной Луи Рено будет награжден Большим Крестом Почетного Легиона.
В 1918 г. заводы «Renault» представляют собой крупнейшие предприятия Франции, на которых трудятся свыше 22 тыс. человек. Функционируют системы социальной защиты рабочих, поликлиники, детские сады, магазины. Выпускаются даже собственные деньги, на которые можно приобрести товары в этих магазинах.
В послевоенные годы «Renault» продолжит выпуск довоенных моделей наряду с производством новых, таких как - FS, HD (для богатой буржуазии), GS (для более широких слоев потребителей). В 1923-28 г.г. появится трехместный Renault KJ, NN - четырехместный вариант модели KJ, 6-цилиндровая модель JY, Monasix - которую охотно приняли таксисты, популярная и недорогая Vivasix. Возрастет конкуренция с Андре Ситроеном, с которым по иронии судьбы, Луи Рено учился в одном лицее, а также, который был весьма успешным рекламщиком и имел огромный авторитет в высших политических, военных и культурных слоях Франции. Также, в это время Луи Рено посещает США, где знакомится с Генри Фордом, посещает его предприятия и возвращается во Францию с целым ворохом патентов и рядом новых идей по организации производства.
До Второй мировой войны «Renault», вместе с малолитражкой Juvaquatre (первой моделью компании - с несущим кузовом и независимой передней подвеской), выпустит такие дорогие модели как - Viva Grand Sport (6 цилиндров, объем двигателя 4085 куб. см), люксовые Vivastella и Monastella.
Незадолго до объявления Францией войны Германии, Луи Рено знакомится с Гитлером на Берлинском автосалоне 1939 г. Позже, когда Франция будет оккупирована немецкими войсками, на заводах «Renault» будет осуществляться ремонт немецкой техники. Параллельно, в тайне от немцев, Луи Рено разрабатывал и тестировал малолитражку 4CV, которую он планировал выпускать после войны. К сожалению, эта модель станет последней, созданной легендарным конструктором… В 1944 г. Луи Рено арестовывают по обвинению в коллаборационизме с оккупантами. До сих пор точно неизвестно, что случилось в тюрьме, но в октябре этого же года легендарный конструктор умирает в госпитале, куда его перевезли из заключения.
После войны предприятия «Renault» были национализированы. Основной моделью, сходившей с конвейера становится предвоенная Juvaquatre, выпускаемая в разных вариациях до 1959 г. В 1946 г. публике представлена та самая 4CV, над которой трудился Луи Рено в последние годы жизни. Она становится очень популярной и будет производиться до 1961 г.
50-е годы ознаменовались победой модели 4CV в 24-часовом состязании LeMans, сходом с конвейера двухмиллионного Renault - с момента основания фирмы и миллионного - с момента национализации компании, презентацией в 1956 г. модели Renault Dauphine, ставшей впоследствии популярной (выпущено свыше 2 млн. единиц).
В 1961 г. в СССР покорили космос, а во Франции началось производство автомобиля, который будет на конвейере до 1992 г. Renault 4, который универсально подходил, как для деревенских, так и для городских условий, для мужчин и женщин, простой и неприхотливый - будет выпущен в количестве более 8 млн. штук. В 1966 г. Renault 16 получает звание «Европейский автомобиль года». Эта модель сделала популярными кузова типа «хетчбек», которые стали производить многие автомобильные компании мира.
Продолжая наращивать успех «хэтчбеков», «Renault» выпускает миниатюрную модель Renault 5 (1972 г.), которая выглядит более современно, оборудована, тогда еще малораспространенными, пластиковыми бамперами, обладает низким коэффициентом лобового сопротивления. «Renault» открывает совместные заводы с компанией «Peugeot». А 5-я модель совместно с 12-й (семейно-коммерческий автомобиль) - бьют рекорды продаж по всему миру в сегменте французских авто. В 1976 г. появляется подразделение «Renault Sport».
В 1982 г. автомобиль марки «Renault» получает титул «Автомобиль года» во Франции. На этот раз 9-я модель была удостоена такого звания. Через год начинается сборка ограниченной партии (в 4500 шт.) Renault 11 Electronic, которая отличалась тем, что имела цифровые электронные приборы, данные которых, повторялись еще и искусственным голосом. В 1984 г. компания выпускает своей первый минивэн Renault Espace, концепция которого была воплощена еще в 1948 г. в одном из экспериментальных автомобилей «Renault». До конца 80-х г.г. компания выпустит еще несколько успешных моделей, таких как - Renault 21, 25 и 19. В 1988 г. прибыль достигнет рекордной отметки в 8,9 млрд. франков.
1990 г. - выходит компактная модель Clio, которая в 1991 и в 2006 г.г. станет «Европейским автомобилем года». Обновленная, она выпускается до сих пор. В 1992 г. с конвейеров сходит последняя машина марки Renault 4, которая заняла 3-е место в мире за всю историю автомобилестроения по объемам выпуска, уступив только Ford-T и Volkswagen Beetlе. На смену Renault-21 в 1994 г. приходит более современная и стильная Renault Laguna, выпускаемая с кузовами «хэтчбек», «седан» и «универсал». 95-й год отмечен прекращением выпуска Renault-5 и замены 19-й модели компактной семейной моделью Renault Megane, а также - созданием экомобиля под названием Renault Next, который был оснащен как двигателем внутреннего сгорания, так и электромоторами. В 1999 г. «Renault» и «Nissan» подписывают договор об альянсе. «Renault» выкупает 36,8 % акций «Nissan». Также, в этом году «Renault» становится акционером румынского автопроизводителя «Dacia».
В 2001 г. выходит в свет авангардный минивэн Avantime, выпуск которого был прекращен уже в 2003 г. из-за малого спроса. В этом же году подразделение «Renault Trucks» становится собственностью «Volvogroup». Развивая линейку Megane, «Renault» и «Nissan» в 2002 г. совместно создают второе поколение этой модели, которая по стилю внешне напоминает Avantime. Обновленный Megane получает титул «Европейский автомобиль года». В 2006 г. тем же званием наградят и Renault Laguna третьего поколения. Покупателям с небольшим бюджетом в 2004 г. компания предлагает модель Logan, при создании которой, ставилась задача не превысить ее конечную стоимость в 5000 евро. Позднее, на базе этой модели появится гамма коммерческих автомобилей, а также, так называемый вариант Multi Convivial Vehicle (MCV) или «автомобиль для всех случаев жизни». В 2006 г. на парижском автосалоне посетители смогли ознакомиться с Renault Koleos - первым кроссовером компании. В 2008 г. «Renault» активно разрабатывает экологически безопасные концепты электромобилей. Еще один кроссовер, выпускаемый на базе Logan был представлен в 2009 г. Renault Duster оборудован современными электронными системами безопасности и системой полного привода, разработанной на «Nissan». Череда успешных моделей Renault не прекращается и, вероятно, компания надолго и очень прочно заложила фундамент своего долголетия.
09 апреля 2012 года. Олег Мамчиц, специально для InfoCar.ua
Обговорення статті
Познавательно и не навязчиво!
+2ВІДПОВІСТИКратко и информативно. Но желательно добавить фото упоминаемых моделей и сделать подписи под ними
+4ВІДПОВІСТИВот почему с 1994 г. езжу на различных марках РЕНО. Проблема одна: НИЗКИЙ УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОСЕРВИСА,
+2ВІДПОВІСТИесли в прошлом году цена на новые Рено была адекватная (до осени). То в этом - явный перебор. Не думаю что сейчас, на фоне общего упадка автопродаж, время завышать цену (как и открывать новые автосалоны. В Украине Рено еще долго будет ассоциироваться с этаким "народным автомобилем", чего не скажешь о том же Фольксвагене)). Повторюсь - не лучшее время вырываться на первые строчки рейтинга имиджевой привлекательности.
+1ВІДПОВІСТИРено одна из не многих автомобильных компаний , которая не только имеет свою команду и свои болиды в "Формуле - 1" , но и выиграла не мало престижных гонок в этом виде спорта. Мало того, некоторые известные "конюшни" ставят на свои болиды двигатели разработанные Рено. Думаю автор зря упустил этот аспект в "жизни" Рено , ведь "Формула-1" это в первую очередь новейшие разработки узлов, агрегатов, систем и их испытания в тяжелейших условиях эксплуатации. Может хоть в двух словах надо было сказать обетом . Конечно это мое личное мнение. Ну а в основном статья замечательная .
+3ВІДПОВІСТИ- Что вдохновило Генри Форда на создание автомобиля?
Весной 1893 года по улицам американского города Детройт носилась сенсация, пахнущая скандалом… в Детройте появился чудак, который колесит по мостовым на самодвижущейся тележке. ...
- Что общего между зайцем и Nissan?
Япония начала 20 века… Древняя страна, проводившая в течение многих веков изоляционную политику, нехотя, а зачастую и под давлением угроз, открывает свои двери остальному миру. ...
- «Галстук-бабочка» и другие легенды Chevrolet
Дороги всего постсоветского пространства сегодня переполнены автомобилями марки Chevrolet. Aveo, Lacetti, Cruze... Изо дня в день мы смотрим на них, а иногда и вовсе не замечаем, но мало кто знает, сколько легенд, истори ...
- Андре Ситроен: Гений «пиара»
В те годы Андре Ситроен был широко известной и влиятельной личностью. О нем ходила слава гения рекламы, связей с общественностью и – мечтателя, для которого нет ничего невозможного. ...
- Opel: Все начиналось со швейных машин...
Одна из самых старых автомобильных компаний в Германии и Европе появилась в 1862 г. Поначалу это было вовсе не автомобильное производство, а фабрика по выпуску швейных машин, которые экспортировались во многие страны, в ...